Содержание:
Большинство сделок, которые должник совершал в преддверии банкротства можно оспорить. Оспорить их возможно либо по специальным основаниям, которые предусмотрены в Законе о банкротстве, либо могут быть применены общие основания недействительности сделок, предусмотренные в Гражданском кодексе. Лица, которые могут оспорить сделки: внешний управляющий, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы. Рассматривает такие дела арбитражные суды.
Законом о банкротстве предусмотрены специальные основания. По ним оспаривают подозрительные сделки и сделки с предпочтением какому-либо кредитору.
Основания оспаривания сделок, как подозрительных содержаться в ст.61.2 Закона о банкротстве:
Чтобы оспорить сделки по такому основанию, они должны быть совершены в период до шести месяцев, до принятия судом заявления о признании должника банкротом или после принятия такого заявления.
Признание сделки недействительной по такому основанию происходит тогда, когда доказано, что в результате ее осуществления одному из кредиторов оказано предпочтение (например, улучшилась очередность в реестре требований кредиторов). Если сделки осуществлены иными лицами, но за счет должника – они тоже могут быть признаны недействительными по данному основанию.
В период от шести месяцев и до одного месяца, до принятия заявления о банкротстве сделку можно оспорить по такому основанию, если сделка направлена на исполнение обязательства должника (или третьего лица) перед отдельным кредитором, возникшего до ее совершения, или сделка может привести к изменению очередности удовлетворения требования кредитора по обязательствам, возникшим до ее совершения, или если кредитор знал о недостаточности имущества или о наличии признаков неплатежеспособности.
В период до одного месяца до принятия заявления о банкротстве или после его принятия можно оспорить практически любые сделки, если в результате их совершения хоть как-то улучшилась очередность удовлетворения требований конкретного кредитора – устанавливать недобросовестность такого кредитора не требуется. Перечень сделок, подлежащих оспариванию по такому основанию является открытым.
По таким основаниям сделка может быть признана недействительной, если:
В зависимости вышеперечисленных оснований сделка может являться ничтожной (например, притворная сделка) или оспоримой (например, кабальная сделка). Ничтожная сделка является недействительной независимо от ее признания таковой судом, а для признания недействительной оспоримой сделки придется получать решение суда. Хотя последствия у ничтожных и у оспоримых сделок одинаковые – как правило двусторонняя реституция, то есть стороны должны вернуть друг другу все полученное по таким сделкам.
Заявление о признании сделки недействительной подается в арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве, арбитражным управляющим или конкурсными кредиторами. Копия заявления с приложенными к нему документами необходимо направить лицу, в отношении которого совершена оспариваемая сделка.
Если сделка оспаривается по общим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, и данную сделку оспаривает не арбитражный управляющий, то исковое заявление о признании сделки недействительной подается по общим правилам. Если отказ от иска, совершен должником в преддверии банкротства, то такой отказ может быть оспорен по банкротным правилам путем обжалования судебного акта, которым он утвержден.
Лица, которые могут подать заявление о признании сделки недействительной по специальным основаниям:
Главная рекомендация – анализировать деятельность каждого вашего крупного партнера до заключения сделки по следующим параметрам:
Если все же сделку оспорят – вам придется вернуть имущество в конкурсную массу и включиться в реестр. Статистика свидетельствует, что в таком случае вероятность получить хоть что-то крайне мала (несколько процентов). Поэтому крайне важна активная позиция в судебном процессе, в доказывании того, что сделка была действительна. Конкретные рекомендации давать крайне сложно – ведь каждый случай уникален. Например, в нашей практике был случай, когда мы доказывали, что сделка с компанией, попавшей в последствии в банкротство, действительна. Понятно, что и арбитражный управляющий и конкурсные кредиторы, желая любым путем пополнить конкурсную массу пытались признать любые элементы и условия сделки порочащими ее.
В частности, оспаривали условия о цене – то, что она откланялась от рыночной и условия по оплате были не в пользу нашего клиента (существенная отсрочка платежа). Да, цена откланялась от рыночной на 25%. В целом считается что разница до 20% от рынка является нормальной, от 20 до 40% - спорной, свыше 40 трактуется как существенное занижение цены. Мы же смогли доказать, что отклонение от рынка было объективно обосновано – ведь приобретаемые материалы (а речь шла о строительных материалах) были не лучшего качества, о чем свидетельствовали и первичные документы (в том числе и акты приемки) и результаты товароведческой экспертизы, которая по нашей инициативе была проведена.
Товароведческая экспертиза показала, что реальная стоимость материалов была на 36% ниже аналогичных. Эта разница помогла отбить и вторую «придирку» - приличный срок отсрочки платежа. Мы пересчитали по средней ставке банковского процента, действовавшей в периоде совершения сделки, цену договора, скорректировав ее на условия об отсрочке платежа. Предоставив суду наши расчеты, мы обосновали, что достаточно длительная отсрочка в оплате «добавляла к цене» 8%, что с учетом низкого качества материалов (36% от рынка) все же не характеризовало сделку как совершенную на нерыночных условиях. Арбитражный суд счел наши доводы заслуживающими внимания и сохранил силу сделки, отказав арбитражному управляющему в признании сделки недействительной.