Содержание:
Существуют ситуации, когда кредитор может обратиться за исполнением обязательства не к основному должнику, а к субсидиарному, дополнительному. По сути субсидиарная ответственность – значит дополнительная. Возможность привлечения к субсидиарной ответственности может предусматриваться как законом, так и договором.
Кредитор не имеет возможности сразу предъявлять требования к субсидиарному должнику. Изначально надо требовать исполнения от основного должника.
В общем виде о субсидиарной ответственности говорится в ст.363 Гражданского кодекса РФ. Субсидиарная ответственность может проистекать из обязательства, на основании закона или иных нормативно-правовых актов. Например, на основании договора субсидиарная ответственность может возникать из договора поручительства (если предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя) или при заключении договора о переводе долга (может предусматриваться субсидиарная ответственность первоначального должника).
Наиболее часто субсидиарная ответственность возникает в процедурах банкротства. Арбитражный управляющий может предъявлять требования о привлечении к субсидиарной ответственности к достаточно широкому кругу лиц. Может быть привлечен директор компании, член совета директоров или иные лица, которые своими действиями довели компанию до банкротства или воспрепятствовали нормальному течению банкротных процедур (например, директор не передал управляющему бухгалтерские документы).
Иногда к субсидиарной ответственности в банкротстве привлекали даже юристов или главных бухгалтеров предприятий. Нередки случаи, когда к субсидиарной ответственности привлекают материнскую компанию при банкротстве дочернего общества. Естественно должна быть установлена вина основной, материнской компании.
Задолженность, возникшая на основании субсидиарной ответственности, никуда не денется до ее полного погашения. Некоторые ошибочно полагают, что может помочь личное банкротство. Но это совсем не так. При личном банкротстве спишется большинство долгов, но возникшие из субсидиарной ответственности никуда не денутся. Исполнительное производство будет длиться бесконечно и связанные с ним ограничения (например, запрет выезда за границу) также. Долги в редких случаях могут перейти даже к наследникам.
Многие юристы считают такие драконовские меры крайне несправедливыми. Ведь лицо, привлеченное к субсидиарной ответственности, например, бывший директор по многомиллиардным долгам обанкротившейся компании, фактически подталкивается к становлению на путь асоциального поведения. Он вынужден приобретать даже минимально необходимое имущество на друзей-знакомых, пользоваться чужими банковскими карточками или использовать в расчетах исключительно наличные деньги. Но закон пока такой, какой есть.
Изначально кредитор должен выдвинуть требование к основному должнику по обязательству. Если погашение долга или ответа на требование не произойдет в разумный срок – требование может быть предъявлено к субсидиарному должнику. Если кредитор имеет встречное требование от основного должника и его можно зачесть, то кредитор обязан такой зачет произвести. Субсидиарного должника сразу привлекать к ответу кредитор не вправе. Если основной кредитор имеет возможность взыскать с должника требование в бесспорном порядке, то он обязан это сделать. Сразу обращаться к субсидиарному должнику в этом случае он не вправе. Если лицо привлекают к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства, то условия и порядок такого привлечения подробно расписаны в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а именно в Главе III.2, которая так и называется: «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве».
Поскольку наиболее резонансные дела о привлечении к субсидиарной ответственности за последние годы происходили в рамках банкротных процедур на них далее и обратим внимание.
Директора могут привлечь к субсидиарной ответственности в течение трех лет с момента, когда заинтересованное лицо узнало об основаниях возникновения такой ответственности. Но в любом случае с момента совершения директором вредных действий или принятия незаконных решений должно пройти не более 10 лет. Директора привлекают в случае, если невозможно погасить требования кредиторов в полном объеме, должник сам не подал или подал не вовремя заявление о банкротстве или допустил нарушения в процедуре банкротства. Если директор часть своих полномочий по управлению передал иным лицам, то сам по себе этот факт не освобождает его от ответственности. Ведь руководитель несет ответственность за осуществление контроля за лицами, которым полномочия были делегированы. Об этом говориться в п.27 Обзора судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2022 год.
Директор может быть привлечен к ответственности помимо банкротных оснований, в соответствии со ст.53.1 ГК РФ. В таком случае речь идет об ответственности по общим нормам за причинение убытков (если действия директора не были причиной банкротства). Об этом говорится п.20 Постановления Пленума Верховного Суда от 21.12.2017 № 53.
Также директор может нести субсидиарную ответственность и вне рамок дела о банкротстве в случае если производство по делу о банкротстве прекращено из-за отсутствия средств на проведение банкротных процедур или должника исключили из ЕГРЮЛ и на момент исключения имелась просуженная задолженность или кредитор подал заявление о привлечении к субсидиарной ответственности директора должника.
Директор несет ответственность в случаях:
С заявлением о привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности могут обратиться управляющий, конкурсные кредиторы, Федеральная налоговая служба, работники.
Зачастую к субсидиарной ответственности привлекают и учредителей. Например, когда учредитель своими действиями довел фирму до банкротства. Это может произойти в случае, если учредитель одобрил заведомо убыточные сделки или существенно ухудшил положение компании после возникновения признаков банкротства.
Если учредитель являлся контролирующим лицом, знал (не мог не знать) о нахождении компании в состоянии банкротства и при этом не созвал общее собрание участников для подачи заявления о банкротстве, то он также может быть привлечен к субсидиарной ответственности. Также учредитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности если не оспорил подачу заявления о банкротстве при наличии у компании возможности расплатиться с кредиторами.
Самое главное – проявлять активную позицию на этапе привлечения к ответственности. Необходимо доказывать, что лицо не являлось КДЛ (контролирующим должника лицом), что действия были экономически оправданы и, при возможности, представлять этому доказательства, например, заключение эксперта. Также можно перевести вину на реальных бенефициаров (выгодоприобретателей) бизнеса, помогая арбитражному управляющему и суду в установлении таковых. Но если все же к субсидиарной ответственности привлекли, то и тут есть возможности избежать ответственности или существенно снизить негативное влияние таковой.
Самый распространенный способ – выкуп задолженности с торгов. Сам механизм реализации такой задолженности прописан в законе о банкротстве. Вообще-то у кредиторов есть право оставить задолженность за собой, передав исполнительный лист судебным приставам или инициировать банкротство лица, привлечённого к субсидиарной ответственности, а также продать такую задолженность с торгов.
Если кредиторы не приняли решение о том, как поступать с долгом в течение 10 дней с даты публикации сообщения Едином федеральном реестре сведений о банкротстве), то такая задолженность будет продаваться с торгов. Сначала торги идут на повышение и, если желающих приобрести их не оказалось, то в последующем торги идут на понижение до тех пор (вплоть до нуля) пока не найдется желающий их купить. Исходя из нашей практики задолженность подобного рода удается выкупить где-то в диапазоне 1-5% от номинала.
Следующим способом является возможность заключения договора цессии с кредитором. Эта возможность появляется, когда кредитор решил оставить долг за собой, но не знает, как его взыскать и к нему обращаются с предложением уступить долг, получив деньги «здесь и сейчас».
Одного из наших доверителей пытались привлечь к субсидиарной ответственности при банкротстве компании которую он возглавлял. Субсидиарная ответственность исчислялась миллиардами рублей. Причем после него в компании сменилось еще 4 руководителя к которым были предъявлены подобные претензии. Все имущество нашего доверителя было арестовано арбитражным судом.
Мы пригласили опытного эксперта, с солидным опытом работы в одном из крупнейших банков нашей страны. Эксперт провел финансовый анализ состояния компании в период работы нашего доверителя. Оказалось, что вопреки мнению арбитражного управляющего чистые активы должника в названный период превышали его задолженность в несколько тысяч раз. А те кредиты, которые наш доверитель привлекал для компании в период его руководства носили экономически оправданный характер и невозможность их погашения в последующем никак не была связана с управленческими решениями, которые принимал наш доверитель.
Также в суде представитель конкурсного управляющего утверждал, что наш доверитель не обособил имущество возглавляемого им юридического лица и в результате это имущество было смешено с имуществом иных компаний. Для опровержения этого довода мы пригласили опытного аудитора, который на доктринальном уровне пояснил суду, как осуществляется бухгалтерский учет в компании, как в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета производится обособление имущества компании от имущества иных лиц и, что в период руководства нашего доверителя учет велся идеально, а утверждение конкурсного управляющего было сделано голословно, без понимания сути и задач бухгалтерского учета.
В результате нашу позицию поддержали арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций и нашего доверителя освободили от многомиллиардной субсидиарной ответственности, а его имущество освободили от ареста.