Содержание:
Выездная налоговая проверка — это всегда стресс для сотрудников и руководства предприятия. Причина понятна – многие не знают, как себя вести с контролерами, чтобы свести негативные последствия к минимуму или вообще избежать их.
Налоговая проверка начинается, когда руководство налоговой вынесло Решение о проведении выездной налоговой проверки. После этого налоговики знакомят руководителя предприятия под роспись с данным решением и затребуют документы – как правило, это требование о представлении копий документов, которые должны быть предоставлены в 10-дневный срок.
Часто проверяющие затребуют огромное количество копий документов, которые предприятие не может предоставить в обозначенный срок. Если такая ситуация произошла с вами, не позднее следующего дня уведомите налоговиков об этом и попросите дополнительное время на подготовку копий. Если последует отказ, у вас будет аргументация для суда для отмены штрафа за несвоевременное представление копий.
Можно поступить несколько иначе – предоставить в налоговую подлинники. Тогда штрафа точно не будет, но предприятию придется потрудиться над составлением полной описи передаваемых документов, чтобы в последствии была возможность требовать с налоговой возвращения их в полном объеме в бухгалтерию предприятия.
Выделите отдельное лицо, которое будет общаться с проверяющими и представлять им документы. Лучше, если этим лицом будет главный бухгалтер. Документы из юридического отдела, отдела продаж, кадровой службы и прочих подразделений должны проходить через главбуха, чтобы он, как наиболее квалифицированное лицо, представляющее интересы предприятия при проверке, был в курсе всех переданных документов и сообщенных сведений. Желательно, чтобы сотрудники всех названных подразделений не общались напрямую с налоговиками, дабы процесс проверки не вышел из под вашего контроля.
Нежелательно, чтобы налоговики находились в одном помещении с сотрудниками фирмы. Ведь могут быть услышаны разговоры, содержание которых совсем не надо знать проверяющим. Увидев какие-либо документы на столах сотрудников, в шкафах, налоговики смогут их тут же затребовать, а вам будет затруднительно им в этом отказать, да и не будет времени на обдумывание, какие документы и с какими комментариями представлять. Так что наилучший вариант – переговорная комната.
Также не забываем, что выездная проверка может проводиться не в офисе фирмы, а в самой налоговой. Если этот вариант вам кажется предпочтительным – сообщите заблаговременно проверяющим, что у вас в офисе нет места и возможностей для размещения налоговиков.
Обязательно заведите реестр передаваемых контролерам документов. В нем необходимо проставлять подписи тех, кто передает документы и тех, кто их принимает. Это позволит не упустить важной информации о затребованных документах, выявить объекты наибольшего интереса налоговиков, а также даст возможность, при необходимости, выиграть некоторое время.
Часто бывает, что налоговики затребуют конкретный документ, например, договор. А сотрудники предприятия передают вместе с ним и сопутствующую договору переписку, проекты договора и дополнительных соглашений к нему и иные документы, содержащие важную для фирмы или конфиденциальную информацию. А на основании этой информации проверяющие начинают выдвигать свои гипотезы о налоговых нарушениях, выдвигать претензии. Не допускайте такого развития событий. Правило, которое необходимо неукоснительно соблюдать: один запрошенный документ – один переданный документ, с фиксацией в реестре.
Налоговики могут вас допросить в качестве свидетеля. Такое право им дает Налоговый кодекс. Целью, как правило, является выявление контрагентов, реальность отношений с которыми можно поставить под сомнение, а затем обвинить предприятие в непроявлении должной осмотрительности. А раз фирма не проявила должную осмотрительность при выборе партнера, появляется возможность снять часть расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС, следствием чего является увеличение налогов, пени, штрафы.
Поэтому, берем за правило – готовимся и продумываем свои ответы:
И, естественно, не забудьте сообщить свои ответы контрагенту, ведь подобные вопросы могут быть заданы и ему.
Налоговый кодекс дает налоговикам такое право в том случае, если есть основание подозревать, что документы могут быть: уничтожены; сокрыты; изменены; заменены.
Часто выемка может практически остановить работу фирмы. Поэтому в случае выемки в обязательном порядке рекомендуется отстаивать свои права, оспаривая действия налоговиков, с последующим признанием выемки незаконной.
И последнее. Иногда, приходя с проверкой, налоговики называют ее «цену» – минимальную сумму доначислений, которую они произведут. И предлагают помочь самим найти нарушения под такие доначисления к «взаимной выгоде сторон». Тут, либо занимайте жесткую позицию, привлекая в помощь при проверке и оспаривании ее результатов аудиторов и адвокатов, либо активно торгуйтесь, сбивая цену в полтора-два раза. Убеждайте налоговиков в том, что и бухгалтерский и налоговый учет вы ведете грамотно, а любые доначисления будете оспаривать вплоть до высших судебных инстанций.