Истории,
основанные на реальных событиях...

Что такое налоговый мониторинг и выгоден ли он бизнесу?

Содержание:

Налоговый мониторинг — это осуществление налогового контроля и взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом в режиме реального времени, когда налогоплательщик сам раскрывает всю важную для налогового органа информацию. Если инспекция заметит нарушение, то она сразу не штрафует налогоплательщика, а выносит мотивированное мнение, в отношении которого налогоплательщик может привести свои аргументы, либо внести исправления в учет. Право на такое мотивированное мнение есть и у налогоплательщика.

Налоговый мониторинг

То есть классическая, ординарная схема налогового контроля: камеральные и выездные налоговые проверки, меняется на более комфортную для налогоплательщика систему, позволяющую избежать многомиллионных штрафов, характерных для выездных проверок и лучше прогнозировать свое финансовое будущее в части налоговых обязательств.

Для кого возможен такой режим?

Такой режим пока предусмотрен исключительно для крупных компаний, о чем говорится в п. 3 ст. 105.26 Налогового кодекса РФ):

  • Объем налогов, уплаченных за год, превышает 100 млн. руб. Для расчета берутся следующие налоги: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, страховые взносы.;
  • Доход за год более 1 млрд. руб.;
  • Величина активов – более 1 млрд. руб. Балансовая стоимость активов берется на 31 декабря предыдущего года.

Какова процедура мониторинга?

Подробно такая процедура, а особенно ее техническая и технологическая части прописаны в Порядке, утвержденного Приказом ФНС России от 13.03.2023 N ЕД-7-23/163@. Если объяснить коротко и просто:

  • Компания дает налоговикам удаленный доступ по ТКС к своей информационной системе;
  • Компания раскрывает контролерам значимую финансовую и хозяйственную информацию, объем которой прописывается в специальном Регламенте, который согласуется с налоговиками;
  • Объем раскрываемой информации определяется на основании СВК (системы внутреннего контроля предприятия). Сначала, на первом уровне компания представляет до 50% учетной информации. На самом продвинутом, пятом уровне – не более пяти процентов. Требования к СВК определены в Приказе ФНС от 25 мая 2021 года № ЕД-7-23/518@;
  • Предприятие раскрывает риски, выявленные его СВК;
  • Налоговики проводят комплексный анализ рисков и оценивают качество и эффективность СВК;
  • У налоговиков есть право запрашивать дополнительную информацию, документы, пояснения и у предприятия, и у его контрагентов, а также допрашивать свидетелей, привлекать экспертов и специалистов, проводить осмотр территорий (но только при проверке деклараций по НДС, где заявлены суммы к возмещению или при выявлении существенных противоречий, указанных в п. п. 8.1, 8.9 ст. 88 НК РФ)
  • Предприятие запрашивает мнение налогового органа по поводу рассчитываемых и уплачиваемых налогов;
  • Если налоговый орган найдет нарушения, то он сначала направит уведомление о том, что есть основания для составления мотивированного мнения. Мотивированное мнение – это не штраф, не санкция (даже если нарушение реально есть), а просто позиция инспекции по тому, какой размер налогов должен быть уплачен;
  • Если предприятие с мотивированным мнением не согласно, то будет проводится взаимосогласительная процедура;
  • Компания сама может запросить мотивированное мнение, если ей что-то не понятно в налогообложении совершенных и планируемых операций;
  • Если предприятие согласно с мотивированным мнением – оно его исполняет, штрафов не будет, только пени. Если не согласно – представляет разногласия и запускается взаимосогласительная процедура. Если мотивированное мнение не исполнить, то в последствии возможна выездная налоговая проверка.

Заметим, что такой режим основан в большей своей, особенно технической части на мощных информационных ресурсах ФНС таких как АИС «Налог-3» и подсистеме «Налоговый мониторинг», которые подключаются к информационным ресурсам налогоплательщика и к которым предоставляется доступ налоговикам. Налоговиками даже разработана единая цифровая методологическая модель «Цифровой налоговый кодекс».

Какой срок проведения налогового мониторинга?

Мониторинг проводится за год. Чтобы перейти на налоговый мониторинг предприятию надо подать заявление в текущем году, а начнется мониторинг только в следующем. Если не отказаться от мониторинга в последующем он будет продлеваться на следующие годы без каких-либо ограничений.

Проведение налогового мониторинга

Заявление о проведении мониторинга на следующий год необходимо подать в свою инспекцию не позднее 1 сентября текущего года. Заявление налоговики рассмотрят до 1 ноября и либо согласятся, либо откажут. Отказать могут в случаях неполноты представленных документов, если СВК организации не соответствует установленному ФНС, регламент информационного взаимодействия не соответствует установленным требованиям.

Какие документы применяются при переходе на налоговый мониторинг?

ФНС разработала рекомендательные образцы документов для желающих перейти на налоговый мониторинг:

  • План-график перехода на мониторинг (с Порядком его заполнения);
  • Дорожная карта по переходу на налоговый мониторинг, в которой, в том числе, указываются данные о рисках и контрольных процедурах, порядок подготовки графика информационного взаимодействия, информация о СВК организации, сроки представления документов в инспекцию.

Налоговый мониторинг интересный механизм взаимодействия с налоговиками, который подойдет далеко не всем компаниям. Такая процедура может оказаться полезной для крупных компаний, возможно публичных или с государственным участием, с четко выраженной управленческой структурой, с внедренными системами управления рисками. Из плюсов – понимание финансовых отношений с бюджетом и возможность планирования таких отношений, отсутствие выездных и камеральных проверок. Из минусов – налоги будут все-таки достаточно высоки и будут недоступны механизмы агрессивного налогового планирования, когда предприятие максимально увеличивает долю налоговых вычетов, явно выходя за среднеотраслевые показатели. Также есть возможность утечки финансовой информации чувствительной для бизнеса.

Связаться с нами