Истории,
основанные на реальных событиях...

Виды налоговых проверок

Содержание:

Налоговым кодексом предусмотрено два основных вида налоговых проверок – выездные и камеральные. Цель у них единая – контроль, осуществляемый Федеральной налоговой службой (в лице ее структур, подразделений) за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, правильностью исчисления и уплаты налогов организациями, предприятиями, гражданами. Под камеральные проверки подпадают все, под выездные – немногие, но их последствия значительно ощутимее для бюджета объектов проверки (не говоря уже о том, что часть предприятий прекращают свое существование после прохождения выездных налоговых проверок).

Камеральные налоговые проверки

Данный вид проверок регулируется ст. 88 НК РФ. ИФНС проводят такие проверки на регулярной основе, анализируя (как с помощью специалистов инспекций, так и с помощью программных средств) представляемые предприятиями расчёты, декларации, а также на основе информации имеющейся у самой инспекции или запрошенной ей в процессе проверки.

Камеральные налоговые проверки

Для того, чтобы начать камеральную проверку инспекция ФНС никакого решения специально не принимает. Данную проверку ИФНС проводят на своей территории. Как правило цель такой проверки – найти противоречия, несостыковки, возможные непреднамеренные недоплаты налогов и своевременно заставить налогоплательщика их устранить.

Камеральную проверку инспекция проводит на своей территории и чаще всего компания о ней и не узнает. Срок камеральной проверки небольшой – ее проводят в течение трех месяцев после окончания отчетного периода и этот срок не продлевают. Исключение составляет камеральная проверка декларации по НДС. Ее проводят в течение двух месяцев после окончания срока на представление декларации (у ИФНС есть возможность продлить этот срок до трех месяцев).

Мероприятия налогового контроля при камеральной налоговой проверке не отличаются разнообразием. Проверяют имеющиеся в инспекции документы, иногда запрашивают дополнительные – но это возможно в достаточно ограниченном количестве случаев, например, если предприятие заявляет НДС к возмещению, применяет налоговые льготы.

По результатам камеральной проверки должен составляться акт только в случае, если проверяющие найдут какие-либо нарушения. Если нарушения не найдут – никакие документы не составляются.

Выездные налоговые проверки

ВНП проводится тогда, когда у налоговой имеются обоснованные подозрения, что налогоплательщик недоплачивает налоги, занимается агрессивной и незаконной налоговой оптимизацией.

Заметим, что не все предприятия могут попасть под ВНП. Когда-то ФНС проверяла всех налогоплательщиков один раз в три года. Но в последствии от этой практики отказались ввиду низкой эффективности такого подхода. Во главу угла была поставлена цель – мероприятия налогового контроля должны быть экономически оправданы. Ведь ИФНС проводит проверки долго (и, хотя их срок законом ограничен, иногда проверки затягиваются на несколько лет в результате их приостановлений, которые НК предусмотрены), тратит много ресурсов. В конце концов налоговый орган хочет получить реальное поступление денег в бюджет в виде доначисленных налогов и сборов, пеней и штрафов. Именно поэтому под выездную проверку попадают те, с кого есть, что взять (например, предприятия, которые находятся в ФРВ – федеральном реестре выгодоприобретателей).

Выездные налоговые проверки

Перед ВНП налоговая проводит предпроверочный анализ в результате которого появляется соответствующий документ, где налоговики прописывают какие нарушения они предположительно выявят, сколько налогов доначислят. Данный документ налогоплательщику никто не покажет, но о том, что предпроверочный анализ проводится фирма может узнать по косвенным признакам, таким как запросы контрагентам предприятия и самому предприятию, вызов на допрос сотрудников предприятия и его контрагентов и той информации, которую ИФНС пытается получить с помощью этих запросов и допросов. Иногда самому налогоплательщику может стать известно прямо от налоговой о грядущей ВНП. Но часто это делается со стороны налоговой, чтобы побудить фирму доплатить налоги и не ввязываться в сложную и долгую процедуру ВНП итог которой не всегда очевиден даже для самой налоговой.

ВНП может проводиться по одному, нескольким или сразу всем налогам и взносам. Еще такие проверки можно назвать тематическими и комплексными. Зачастую ВНП проводят на территории налогоплательщика (иногда и в инспекции, если у налогоплательщика нет условий для проведения проверки на его территории). Если проверка проводится на территории фирмы это создает еще одну опасность – ведь инспекторы видят, что конкретно (а не на бумаге) происходит на территории предприятия, могут лично и неформально пообщаться с сотрудниками и получить информацию, которую руководство проверяемой компании желало бы оставить в тайне.

Срок, который проверяет ИФНС – три года, предшествующие году проверки. Если проверка, например, назначена в конце декабря 2023 года – то проверить смогут 2020, 2021, 2022 и 2023 годы. То есть по факту почти четыре года.

При ВНП дела налогоплательщика изучаются достаточно глубоко. Проводятся такие неприятные процедуры, как привлечение к проверке сотрудников ОБЭП, осмотры, обыски, допросы, выемки документов и предметов, проведение инвентаризации имущества и т.д. Печально и то, что, как правило, результаты доначислений по своим размерам на сегодняшний день таковы, что позволяют правоохранительным органам практически по результатам каждой ВНП возбудить уголовное дело.

Решение о проведении выездной налоговой проверки в обязательном порядке подписывает руководитель налогового органа или его заместитель. Об этом сказано в статье 89 НК.

По результатам выездной налоговой проверки составляется в обязательном порядке ряд документов – справка о проведенной проверке, акт с найденными нарушениями и обязательно принимается соответствующее решение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что камеральные проверки практически не опасны для предприятия, проводятся у всех налогоплательщиков и в короткие сроки, но относится к ним пренебрежительно не стоит, ведь в том числе и при их проведении у налогового органа появляется информация и основания, чтобы заинтересоваться конкретным налогоплательщиком, а в последствии провести предпроверочный анализ и назначить выездную налоговую проверку.

ВНП налоговые органы проводят редко и в отношении небольшого числа налогоплательщиков, но проводятся долго и, как правило, вызывают серьезное беспокойство и дискомфорт у руководства, собственников и некоторых ответственных сотрудников предприятия, а попадание под выездную проверку гарантированно приведет к финансовым потерям для предприятия, если и не в виде доначислений и штрафов, то в размере оплаты адвокатов, экспертов, налоговых консультантов, которых придется привлечь для отстаивания интересов компании в вышестоящем налоговом органе и в суде (а взыскать целиком все суммы оплат этим специалистов с налогового органа в полном размере удается крайне редко).

Связаться с нами